ѕочему наши дети умнее немецких, а инженеры – нет

я и позже слышал истории о несравнимых требовани€х к дет€м дошкольного и школьного возраста у нас, и у них. ƒетей у них меньше прессуют, и до поры до времени они развиваютс€ сорн€ковым методом, то есть берут от учител€ то, что им надо, без долбежки, зубрежки и сердечных драм. Ќекоторые и в старшем возрасте существенно уступают нам в уровне развити€ и широте кругозора. Ќаша система образовани€ не так гуманна к психике ребенка, но в целом она дает больше знаний.

ј теперь вопрос: куда это все деваетс€? ¬едь как ни крути, та же √ермани€ создала лучшую в мире среду дл€ инженеров, и если в области военных и космических разработок —оветский —оюз выбилс€ на лидирующие позиции, то, например, в массовом производстве высокотехнологичных изделий и оборудовани€ немцы были и остаютс€ в числе лучших. ј у нас шестилетние росси€не почти поголовно умеют читать и считают до ста, но при этом в стране кризис всего, что св€зано с интеллектуальной и созидательной де€тельностью.

” мен€ есть «теори€ лестниц», суть которой заключаетс€ вот в чем. ѕрофессионал в любой области растет постепенно, и этот процесс напоминает подъем по лестнице. ќн минует ступень за ступенью, кажда€ из которых выше предыдущей. —амым способным удаетс€ достичь вершины. Ёти избранные продвигаютс€ вперед, удлин€€ саму лестницу. ќни делают открыти€, пишут монографии и т€нут за собой молодежь. “акие лестницы есть в инженерном деле, в искусстве, в науке, в спорте.

я думаю, принципиальна€ разница между нами и ими в том, что наши лестницы сплошь и р€дом имеют провалы в середине. ѕервые ступени наших лестниц круче, и это дает неплохой стартовый рывок, но по мере развити€ ребенка разница между ступен€ми становитс€ все меньше, а потом начинаетс€ плато. ѕри этом где-то на облаках сид€т небожители, которые взобрались туда еще в старые времена или сумели-таки преодолеть пропасть, однако небожители не сброс€т с неба хот€ бы веревочной лестницы – они слишком озабочены сохранением того, что осталось.

» львина€ дол€ тех способных первоклашек где-то по дороге тер€ет былой запал, осредн€етс€ и превращаетс€ в рыхлую потребл€ющую массу, котора€ напрочь забывает устремлени€ юности. ” нее и нет другого шанса, ведь путь на небо сужен до «золотых лестниц», которые доступны либо избранным (иногда избранным не по интеллектуальному принципу, а родовому), либо тем, кому повезло. Ќу, повезло родитьс€ в таком-то городе, встретить такого-то тренера, попасть на глаза такому-то продюсеру.

Ќа западе же «лестничный принцип» выдерживаетс€ четко. ѕусть основна€ масса детей напоминает квакающее болотце, но если среди них кто-то квакает лучше и талантливее, его замет€т. «аработает «лестничный принцип», школьник будет получать гранты, участвовать в конкурсах, поступит в профильный вуз, получит щедрое предложение от работодателей и далее, далее.   слову, многие наши звезды, обнаружив пустоту под ногами вместо следующей ступени, пользуютс€ услужливо подставленными заграничными лестницами. » кто им судь€?

¬ моей школе был один умный, слегка заносчивый, но очень способный к математике паренек.  лассе в седьмом он уже настолько выбилс€ вперед относительно неглупых одноклассников, что ему предложили перейти сразу в дев€тый класс (он, кстати, отказалс€). ќн успешно выступал на олимпиадах по математике и физике и делал за€вку на то, что со временем станет новым ÷иолковским или  апицей. Ќесколько лет назад € встретил другого одноклассника и спросил, что стало с тем умником. “от ответил: «ќн в ћоскве работает в центре обработки статистических данных сотового оператора». –аботает, наверное, хорошо и, наверное, обеспечен материально, но в сравнении с его потенциалом в подростковом возрасте его нынешнее положение – это дауншифтинг. Ќу, это как если бы „калов использовал свой вестибул€рный аппарат дл€ вождени€ комбайна.

я потер€л твердь под ногами после окончани€ института, когда стало слишком очевидным, что инженеры как таковые –оссии уже не нужны. ¬ернее, нужны на подсобных рол€х, скажем, дл€ проектировани€ нефтеперегонных аппаратов по методикам из пыльных справочников. ƒвижение вперед в этой области встало на паузу на 20 лет, и лишь в последние годы наметились позитивные подвижки, еще слишком робкие, чтобы изменить ситуацию в масштабах страны.

—колько людей гибнет на российских дорогах в ƒ“ѕ? ѕор€дка 25-30 тыс€ч в год. ј сколько талантов гибнет ежегодно, не вид€ перспектив дл€ зан€ти€ тем, дл€ чего они рождены? я думаю, счет идет на миллионы. √ибнут чемпионы, великие ученые, гениальные инженеры… ќни живут как биологические единицы в шкурах торговцев какой-нибудь др€нью или мелких функционеров. ќни используют свой недюжий ум, чтобы заработать сотню-другую долларов на валютной бирже или начертить планировку дома своей мечты.

Ќаше в целом хорошее школьное образование дает высокий средний уровень грамотности по стране. ѕроцент откровенных неучей в –оссии, думаю, ниже, чем во многих развитых странах. ћы лучше американцев и немцев знаем историю и географию, даже если работаем в совершенно другой области. ћы более эрудированы.

Ќо мы ничего не высаживаем на удобренной почве. ћы не ценим ее. ћы разбрасываем кругом гормоны роста, а потом отдаем землю на откуп сорн€кам. » они растут на этих гормонах, забива€ все остальное.  оммерчески эффективные сорн€ки – иллюзи€ культуры.

ƒл€ западных же систем (и отчасти дл€ советской) характерна избирательность в том, какие именно пол€ следует удобр€ть. ¬ общем, стране и не нужны 100 миллионов географов или 100 миллионов инженеров, ей нужны, быть может, сотни или тыс€чи, которых можно отобрать среди тех, кто наиболее одарен и кто получает удовольствие от того, что он делает. ƒл€ это нужна лестница, котора€ выведет такого человека из его квакающего болотца к переднему краю прогресса.

¬ нас силен культ подвига и убеждение, что истинный талант всегда найдет себе дорогу. ћы верим в Ћомоносовых. ¬ самоучек с пуленепробиваемым лбом. ¬ зубров. ћне импонируют такие люди, совершающие великое не благодар€, а вопреки. ”добные кандидаты на роль книжных героев.

Ќо если оставить в стороне романтизм больших свершений, то современное общество живет не за счет талантливых одиночек, а благодар€ скоординированным усили€м множества профессионалов. ¬ том же спорте как нигде силен культ геро€-чемпиона, но любой, кто разбираетс€ в теме, скажет, что крайне редко успех достигаетс€ лишь за счет природных качеств одного спортсмена. ћенеджеры, тренеры, физиотерапевты, стратеги, инженеры – все они куют победу, котора€ дл€ публики олицетвор€етс€ действи€ми одного человека (или команды). ≈сли же брать инженерное дело или науку, то здесь вклад отдельной личности зачастую еще меньше, и почти все зависит от того, настолько эффективен каждый узкий специалист на своем месте.

—кажем, дл€ испытани€ автомобилей используютс€ люди с повышенной чувствительностью к шумам и вибраци€ми. ќни – гении в своей маленькой области. ƒа, сегодн€ есть точна€ измерительна€ аппаратура, и все же человеческий организм дает более адекватную обратную св€зь. » успех немецкой инженерии основан не на том, что у них каждого школьника учат быть «вибротестером», а в том, что среди сотен тыс€ч людей они могут найти того единственного. ≈сли хотите, это одно из про€влений идеи о ценности личности.

Ќо мы щедра€ страна и привыкли разбрасыватьс€ личност€ми. ћы можем вложить миллионы рублей в их первоначальное образование, вырастить дерево, а потом не прот€нуть руку, чтобы сорвать его плод. ћы отдаем плодоносные деревь€ «ападу (там их цен€т), а затем покупаем у них плоды.

» пропасть растет: уже несколько поколений студентов выросло в новой реальности, где специальное образование не ценитс€ (главное, чтобы корочки были), где рост возможен лишь в област€х с низкой интеллектуальной нагрузкой, где деньги определ€ют успешность личности. ћы, к сожалению, все больше и больше забываем, что такое создавать и открывать.

ћне хочетс€ верить, что ситуаци€ начинает мен€тьс€.  ризис, политический и экономический, этому отчасти способствуют (и вредит, с другой стороны). Ќо задача совсем нетривиальна, масштабна и трудоемка. ≈е решение раст€нетс€ на дес€тилети€. ќна требует от общества особой мотивации, которой, если честно, € пока не наблюдаю. ѕока мы как общество больше думаем о том, как сохранить старый пор€док или пересидеть бурю, чем о закладке фундамента будущих успехов.

ј фундамент этот – в люд€х, которые хот€т и умеют быть первыми. » чтобы эти люди по€вились, нужно срочно восстанавливать «лестницы успеха», иначе наши одаренные школьники так и будут превращатьс€ в офисный планктон, вроде нас.