FAQ: все, что нужно знать о «натуральном ќ—ј√ќ»

„то изменитс€ при покупке полиса?

‘орма полиса останетс€ прежней, а изменени€ коснутс€ договора, который заключает автовладелец со страховой компанией. ≈му предложат перечень сервисов, из которого нужно будет выбрать приоритетный: в случае аварии не по своей вине автомобилист будет направлен на ремонт именно на указанную —“ќ.

¬озможна ли смена сервиса в дальнейшем?

¬озможна по согласованию со страховщиком, однако в любом случае это должен быть сервис из перечн€.

√арантийные машины ремонтируютс€ только у официального дилера?

Ќа ремонт к официалам отправ€тс€ автомобили, с момента выпуска которых прошло менее 2 лет. √аранти€ на большинство машин составл€ет 3 года, в р€де случаев – 5 лет. ѕоэтому далеко не все гарантийные машины будут делатьс€ в официальных сервисах. ¬ то же врем€ многие страховщики за€вл€ют о приоритетном направлении автомобилей именно в дилерские центры.

¬ каких случа€х останетс€ денежна€ выплата?

¬о-первых, при т€желых авари€х, когда ущерб превысил 400 тыс€ч и пострадавший не готов доплачивать разницу, а также когда пострадавший стал инвалидом, получил средний или т€желый вред здоровью или погиб.

¬о-вторых, страхова€ может предложить человеку денежную компенсацию во всех случа€х, когда не уверена в том, что сервисы из списка выполн€т работу с требуемым качеством и в оговоренный срок. Ћибо если в принципе нет сервисов, удовлетвор€ющих прописанным в законе критери€м, например, с точки зрени€ удаленности.

 уда обращатьс€ за компенсацией владельцам новых полисов?

ѕр€мое урегулирование убытков становитс€ основной схемой работы, поэтому автовладелец обращаетс€ в свою страховую компанию и в случае натуральной компенсации получает направление на ремонт в выбранный ранее сервис.

ѕравда ли, что отменен коэффициент износа?

ƒл€ случаев натуральной компенсации коэффициент износа отменен, кроме того, в законопроекте есть запрет на использование бывших в употреблении запасных частей. ќднако нет запрета на применение компонентов сомнительных производителей, и, по словам экспертов, вопросы качества используемых при ремонте деталей и материалов в законе не проработаны.

ѕри денежной компенсации пон€тие коэффициента износа остаетс€, а минимальное снижение выплаты за замену деталей – 50%.

¬ какой срок автосервис должен выполнить ремонт?

— момента предъ€влени€ автомобил€ в сервис и до окончани€ ремонта отводитс€ 30 рабочих дней, что соответствует плюс-минус 42 календарным рабочим дн€м. «а просрочку предусмотрена неустойка в размере 0,5% от суммы выплаты. ѕросрочкой считаетс€ и врем€ на судебные разбирательства, однако, как по€снил нам автоюрист организации Vserazrulim Ћев ¬оропаев, согласно статье 333 √  –‘ неустойка назначаетс€ судом согласно принципу разумности и как минимум не может превышать сумму компенсации.

„то делать автовладельцу, если он недоволен качеством ремонта?

Ќе согласитьс€ с качеством ремонта автовладелец может непосредственно в процессе приемки автомобил€. ¬ этом случае страховщик об€зан в п€тидневный срок организовать осмотр, а еще через п€ть дней вынести решение.

– ƒосудебный пор€док урегулировани€ споров подразумевает обращение клиента сначала в страховую, – по€сн€ет Ћев ¬оропаев. – ѕри этом страховщик не об€зан назначать экспертизу, он может обойтись обычным осмотром. ≈сли страховщик признает правоту клиента, машина отправл€етс€ на повторный ремонт в тот же сервис. ≈сли нет, клиент имеет право обратитьс€ в суд. Ќазначаетс€ судебна€ экспертиза, по результатам которой определ€етс€ стоимость устранени€ недостатков (если вы€влены). —трахова€ затем об€зана компенсировать эти расходы, кроме того, все неустойки.

Ќа любые кузовные работы сервис об€зан дать годовую гарантию, на прочие – полгода.

– ¬ случае вы€влени€ недостатков в гарантийный период пор€док такой же: все претензии в первую очередь отправл€ютс€ в адрес страховщика, а при невозможности договоритьс€ спор решаетс€ в судебном пор€дке, – говорит Ћев ¬оропаев.

≈сли в ƒ“ѕ участвуют автомобили с новым и прежним полисом ќ—ј√ќ, как будут урегулироватьс€ убытки?

ясности в вопросе пока нет, но опрошенные нами страховщики сказали, что будут ориентироватьс€ на полис виновника ƒ“ѕ: если он оформлен после 28 апрел€ 2017 года, приоритетной формой компенсации дл€ пострадавшего становитс€ ремонт.

 ак часто страховщики будут использовать натуральное возмещение ќ—ј√ќ?

Ёксперты сход€тс€ во мнении, что не слишком часто – в разных компани€х нам назвали цифры от 10 до 30%. ƒл€ старых и редких машин, равно как и тех, что моложе двух лет, зачастую проще выплатить сумму, рассчитанную с использованием единой методики, котора€ нередко оказываетс€ меньше, чем стоимость реального ремонта. ¬ случае с новыми машинами риски дл€ страховщиков св€заны с высокими дилерскими расценками, в случае старых им проще заплатить с учетом коэффициента износа. ≈сть также «проблемные» модели, дл€ которых те или иные компоненты сто€т неоправданно дорого. Ќаконец, денежную компенсацию будут чаще платить жител€м области, где меньше автосервисов, удовлетвор€ющих критери€м.

—траховщики отмечают и сложную логистику запчастей в –оссии, что не позвол€ет оперативно заказать детали дл€ ремонта и повышает риск нарватьс€ на неустойку.

 ак минимум нас ждет длительный переходный период, прежде чем «натуральное ќ—ј√ќ» заработает полноценно.