KIA Rio готовитс€ к смене поколений уже летом этого года и удерживает лидерство в абсолюте по продажам – около 9 тыс€ч в мес€ц
KIA Rio готовитс€ к смене поколений уже летом этого года и удерживает лидерство в абсолюте по продажам – около 9 тыс€ч в мес€ц

’ронологи€ подъема

ѕервым обнадеживающим мес€цем стал но€брь прошло года, когда продажи качнулись в плюс на едва различимые 0,6%, после чего ушли в зимнюю сп€чку. ƒолгожданное «дно» никак не прощупывалось.

ќднако в марте впервые за два с лишним года объемы продаж подскочили почти на 10%, что уже не получилось списать лишь на статистическую погрешность. јпрель в целом подтвердил неслучайность результата – рынок прибавил 7% относительно прошлогоднего апрел€.

ќбманчива€ статистика

¬прочем, преувеличивать результаты нельз€. ƒл€ сравнени€ в рекордном дл€ –оссии 2012 году апрельские продажи превысили 266 тыс€ч автомобилей, в апреле этого года не дот€нулись до 130 тыс€ч. “о есть плюсова€ динамика наблюдаетс€ лишь на фоне мрачного дл€ авторынка 2016 года, и рост менее 10% – начало большого пути.

 роме того, апрель – традиционно самый «живой» мес€ц дл€ авторынка – в этом году оказалс€ чуть хуже марта, поэтому говорить об устойчивой тенденции преждевременно.

– ѕока мы еще не видим установившейс€ сезонности здорового рынка, что напоминает нам, каким хрупким €вл€етс€ текущее осторожное восстановление, – считает председатель комитета автопроизводителей ј≈Ѕ …орг Ўрайбер.

Ќо главное, рынок не достиг критического падени€, за которым последовал бы массовый исход компаний-автосборщиков из –оссии. » нынешнее оживление, пусть едва заметное, укрепл€ет позиции тех, кто осталс€.

ѕолного восстановлени€ не будет

¬ пиковом 2012 году в –оссии продали без малого 3 млн автомобилей, а бизнес-планы многих компаний рассчитывались с прицелом на дальнейший рост до 4 млн.

—егодн€ о таких цифрах не грез€т. Ѕолее того, эксперты сход€тс€ во мнении, что результаты 2012 года были отчасти перегреты и не отражали устойчивого спроса. Ётот тезис косвенно подтверждаетс€ падением продаж в 2013 году, когда еще не было санкций и валютных скачков.

¬прочем, звучат и оптимистичные прогнозы.

– ¬ обозримой перспективе авторынок будет восстанавливатьс€, и в этом году прирост продаж достигнет 25%, в следующем – под 30%, – считает автомобильный эксперт јлександр –улевский. – –ано или поздно мы снова вернемс€ к показател€м в районе 3 млн автомобилей в год, однако потом все равно рынок стабилизируетс€ на уровне 2,2-2,3 млн автомобилей.

Ќапомним, что в 2016 году было реализовано чуть более 1,4 млн автомобилей – фактически дес€тилетний минимум.

ѕоводы дл€ оптимизма

Ёксперты в качестве причин оживлени€ рынка называют отложенный спрос и стабилизацию курсов валют.

– «а последние два-три года в –оссии недопроданы дес€тки тыс€ч автомобилей, и сейчас рынок отыгрывает этот провал, – по€сн€ет јлександр –улевский.

ќдна из точек роста – это люди, планировавшие сменить автомобиль в 2014-2016 годах, но не рискнувшие брать новую машину в услови€х сильной неопределенности.

„то с ценами?

—табилизаци€ курсов валют не привела к откату рублевых цен, что объ€снимо: в периоды эскалации курсов стоимость машин не подскакивала в пр€мой пропорции к цене доллара, евро, йены или воны. ѕоэтому частичное укрепление рубл€ не вызывает пропорционального снижени€ цен. ’ороша€ новость в том, что рынок приближаетс€ к точке равновеси€, когда стоимость авто становитс€ оправданной с учетом экономических условий.

Ford Focus подешевел на 80 тыс€ч – базова€ цена версий с кондиционером теперь стартует от 891 тыс€чи рублей за хетчбэк и от 901 тыс€чи за седан
Ford Focus подешевел на 80 тыс€ч – базова€ цена версий с кондиционером теперь стартует от 891 тыс€чи рублей за хетчбэк и от 901 тыс€чи за седан

Ќо это же означает, что не стоит ждать снижени€ цен. ¬ первые мес€цы 2017 года были прецеденты корректировки прайс-листов «в минус», например, ощутимо подешевели некоторые модели Ford. ќднако массового ценопада не случилось, да и подешевевшие «‘орды» все равно сто€т значительно дороже, чем аналогичные модели в 2014 году.

—уд€ по результатам продаж, люди начали постепенно привыкать к новой реальности и все меньше вер€т в то, что выжидательна€ позици€ позволит сэкономить на покупке.

јвтопромовский оптимизм

јвтопром не сидит без дела: в –оссии по€вл€ютс€ новинки (несмотр€ на «Ёра-√лонасс»), большинство из которых здесь же и собирают. ¬ 2017 году дебютировали новые Hyundai Solaris, Volkswagen Tiguan, BMW 5-й серии, вернулась в –оссию Toyota Highlander, запускаетс€ производство новой Mazda CX-5, готов€тс€ к выходу SKODA Kodiaq, Audi Q5 и новый KIA Rio.

¬прочем, речи о запуске новых производств или расширении существующих не идет, и единственным исключением стал Mercedes-Benz, подписавший специальный инвестиционный контракт на строительство полноциклового производства легковых моделей в ѕодмосковье.

¬ остальном автопроизводители озабочены сохранением и загрузкой существующих мощностей, котора€ остаетс€ на критически низком уровне. Ќапример, по данным «јвторевю», калужский Volkswagen в 2016 году работал на 50% своих возможностей, питерский завод Toyota – менее 40%, всеволожский завод Ford – 12%. ѕолнее всех использует мощности Hyundai-KIA: при плановых 230 тыс€ч автомобилей в прошлом году выпущено 207 тыс€ч.

ѕ€терка лидеров

Ќеудивительно, что три модели Hyundai-KIA питерской сборки вход€т в топ-5 самых попул€рных моделей: KIA Rio удерживает лидерство в абсолюте, опережа€ даже Lada Granta, Hyundai Solaris просел накануне смены поколений в €нваре-феврале, однако апрель завершил на третьем месте впереди Lada Vesta. ј Hyundai Creta с самого дебюта удерживает лидерство в сегменте кроссоверов, замыка€ п€терку.