ƒизель ¬-2 ставилс€ на танки “-34 и выпускаетс€ до сегодн€шнего дн€, хот€ и в модернизированном виде
ƒизель ¬-2 ставилс€ на танки “-34 и выпускаетс€ до сегодн€шнего дн€, хот€ и в модернизированном виде

¬сЄ лучшее в —оветском —оюзе делалось ради оборонки или полЄтов в космос, да и полЄты в космос — тоже ради неЄ. ¬от и двигатель ¬-2 был разработан перед войной, став лучшим мотором, сделанным в —оветском —оюзе. ”дивительно, что в модифицированном виде он выпускаетс€ до сих пор, и на видео ниже — рассказ о нЄм.

¬идео Ћеонида ћеньшенина и ћаксима Ќепр€хина (монтаж)

ј чтобы сделать тезисы о его крутости нагл€днее, давайте сравним дизель ¬-2… допустим, с первым мотором V12 Ferrari — так называемым «двигателем  оломбо». Ётот мотор, кстати, установили на первые Ferrari, участвовавшие в «‘ормуле-1».

 то круче: сравниваем лучший советский мотор с первым V12 Ferrari

Ёнцо ‘еррари любил моторы V12, но до их использовани€ дозрел только в конце 40-х годов. ћотор, разработанный ƒжоаккино  оломбо, имел угол развала 60 градусов, алюминиевые блоки цилиндров, вод€ное охлаждение и объЄм всего 1,5 литра. ѕоначалу с него снимали 118 л. с. — как с современного четырЄхцилиндрового двигател€.

Ferrari 125 S — перва€ модель италь€нской фирмы с двигателем V12
Ferrari 125 S — перва€ модель италь€нской фирмы с двигателем V12

«а п€тнадцать лет до этого советские инженеры под руководством молодого  онстантина „елпана и якова ¬ихмана выбрали такую же компоновку дл€ будущего танкового двигател€, и мотивы были отчасти схожи. ¬ гоночном мире маленькие цилиндры позвол€ют нарастить частоту вращени€, а ¬-2 тоже был быстроходен (по дизельным меркам), раскручива€сь до 2000 об/мин — в несколько раз выше среднего уровн€ того времени.

 оленчатый вал дизел€ ¬-2 с установленными шатунами. Ќа заднем плане — картер со сн€тыми блоками. 
 оленчатый вал дизел€ ¬-2 с установленными шатунами. Ќа заднем плане — картер со сн€тыми блоками. 

 онечно, эти моторы существенно отличались: ¬-2 был дизелем, Ferrari, естественно, использовала бензиновые агрегаты. ј объЄм италь€нского движка был вдвое меньше объЄма единственного цилиндра ¬-2.

Ќо мы сконцентрируемс€ не на конкретике, а на уровне технологий — чей мотор был круче с инженерной точки зрени€?

ѕокорение алюмини€

ƒжоаккино  оломбо выбрал основным материалом алюминий, ведь спорткару нужен лЄгкий мотор. ѕлюс теплопроводность алюмини€ выше, что снижает термические нагрузки.

 омпоновка первого болида Ferrari дл€ «‘ормулы-1»: двигатель V12 к тому моменту получил приводные нагнетатели (видны в передней части и на верхе мотора)
 омпоновка первого болида Ferrari дл€ «‘ормулы-1»: двигатель V12 к тому моменту получил приводные нагнетатели (видны в передней части и на верхе мотора)

ѕохожими соображени€ми руководствовались инженеры ’арьковского паровозостроительного завода, потому что будущий дизель предназначалс€ дл€ лЄгких и быстрых танков, этаких спорткаров того времени. ј ещЄ дл€ самолЄтов, хот€ эта иде€ развити€ не получила.

¬о времена  оломбо изготовление мотора из алюмини€ казалось естественным, но в начале 30-х в —оветском —оюзе блоки дизелей предпочитали лить из более прочного чугуна. » дизель ¬-2 прошЄл мучительный период испытаний, на которых алюминиевые блоки попросту трескались и ломались, не выдержива€ чудовищных нагрузок. » всЄ же концепцию довели до ума: двигатели семейства ¬-2 имеют алюминиевые картеры, блоки цилиндров и головки по сей день, что обеспечивает им сравнительную лЄгкость.

¬прочем, когда мы говорим о лЄгкости, нужно делать поправку на размер: мотор ¬-2 весил в районе тонны — это почти вдвое больше, чем масса всего гоночного Ferrari 125 S с установленным на него V12.

ƒизель ¬-2 лЄг в основу р€да шестицилиндровых двигателей вроде этого ¬-6 — по сути, половинки V12
ƒизель ¬-2 лЄг в основу р€да шестицилиндровых двигателей вроде этого ¬-6 — по сути, половинки V12

ћер€емс€ клапанами

—оветский дизель ¬-2 сразу имел по четыре клапана на цилиндр. ѕервый V12 Ferrari, по€вившийс€ на п€тнадцать лет позже, обходилс€ двум€ клапанами на цилиндр. —обственно, использовать по четыре клапана на цилиндр Ferrari начала уже в 80-х годах. ј среди современников дизел€ ¬-2 такое решение было редким даже на спортивных автомобил€х — можно вспомнить разве что Mercedes-Benz W125 конца 30-х годов.

¬прыск против карбюратора

ѕоскольку бензиновые и дизельные моторы существенно отличаютс€ системами питани€, проводить параллели сложно, но всЄ же есть ощущение, что дизель ¬-2 был смелее. ѕервые V12 Ferrari использовали обычные дл€ того времени карбюраторы, а у ¬-2 был пр€мой впрыск топлива в цилиндры. ¬ы скажете, что, мол, все дизели имеют впрыск топлива, но современники ¬-2 использовали «опосредованный» впрыск, когда топливо поступало в вихрекамеру или форкамеру, там смешивалось с воздухом и, воспламен€€сь, перетекало в основную камеру сгорани€. ” дизел€ ¬-2 был пр€мой впрыск, то есть топливо подавалась сразу в камеру сгорани€, очерченную характерной формой поршн€, — рискованна€ технологи€ дл€ того времени.

ќгнева€ поверхность поршн€ имеет форму, котора€ в профиль повтор€ет очертани€ факелов впрыскиваемого топлива
ќгнева€ поверхность поршн€ имеет форму, котора€ в профиль повтор€ет очертани€ факелов впрыскиваемого топлива

ѕр€мой впрыск ухудшает смесеобразование, поэтому первые прототипы ¬-2 здорово дымили — √реты “унберг тогда ещЄ не было, но дымность волновала инженеров, потому что демаскировала танк.  роме того, воспламенение топлива внутри цилиндра происходило очень жЄстко, перегружа€ детали поршневой группы и снижа€ ресурс. ¬ общем, добитьс€ надЄжной работы такого дизел€ значительно сложнее, чем бензинового карбюраторного мотора.

«акон сухого картера

ѕоскольку гоночные машины езд€т с большими перегрузками, некоторые модификации мотора Ferrari использовали систему смазки с сухим картером: масло не плескалось в поддоне, как у обычного двигател€, а сразу откачивалось в специальный бак. “акую же систему смазки использовал дизель ¬-2 — на уклонах и ухабах в обычном поддоне масло бы посто€нно отливало от приЄмника.

ћотор Ferrari выгл€дел, как произведение искусства
ћотор Ferrari выгл€дел, как произведение искусства

Ёволюционна€ красота

ƒвигатель V12 Ferrari был красив: в развале блока цилиндров располагались карбюраторы c раструбами воздушных патрубков, по наружной стороне блоков шла система выпуска. ѕохожа€ компоновка примен€етс€ в «‘ормуле-1» до сих пор.

ƒизель ¬-2 — ничего лишнего 
ƒизель ¬-2 — ничего лишнего 

Ќо столь же хорош был дизель ¬-2, и всЄ в нЄм располагалось на своих местах: в развале блока находилс€ топливный насос высокого давлени€ и впускные патрубки, снаружи — выпускные коллекторы. Ќа вид така€ конструкци€ очень проста, но эта простота стала следствием эволюции.

ћеханический центробежный компрессор дизел€ ¬-46 — пр€мого потомка ¬-2. Ќаддув позволил увеличить мощность в полтора раза
ћеханический центробежный компрессор дизел€ ¬-46 — пр€мого потомка ¬-2. Ќаддув позволил увеличить мощность в полтора раза

ѕогон€ за лошад€ми

ƒл€ участи€ в «‘ормуле-1» двигатель V12 Ferrari форсировали установкой приводных нагнетателей. ƒизель ¬-2 изначально был атмосферным, но его потомки, которые выпускаютс€ до сих пор, получили разные системы наддува.

Ќапример, на модификации ¬-92 дл€ танков “-90 используютс€ двойные турбокомпрессоры (мощность — 1000+ л. с.), на версии ¬-46 — приводной центробежный нагнетатель (мощность — 780 л. с.).

ƒва выдающихс€ мотора

 онечно, сравнивать два столь разных мотора сложно, тем более строились они под разные технические задани€. Ќапример, удельна€ форсировка мотора Ferrari достигала 180 лошадиных сил с литра, тогда как у ¬-2 она была раз в п€тнадцать ниже. Ќо это объ€сн€етс€ скорее спецификой использовани€, ведь дл€ танкового дизел€ важнее т€га, в том числе с низких оборотов, плюс достаточный ресурс, ремонтопригодность и множество других нюансов.

Ќо если абстрагироватьс€ от деталей, моторы ¬-2 были столь же технически изощрЄнными, как V12 от первых Ferrari, которые участвовали в «‘ормуле-1». » оба мотора — и ¬-2, и V12 Ferrari — вошли в историю благодар€ победам машин, на которые их ставили. “олько одни побеждали в войне, другие — на гоночных трассах.

»ногда в самом деле жаль, что гений советских людей (и их потомков) так редко использовали дл€ создани€ вещей, доступных простым смертным.

—очленЄнный вездеход «¬ит€зь»: двигатель из нашего репортажа ремонтируют дл€ установки на такой аппарат
—очленЄнный вездеход «¬ит€зь»: двигатель из нашего репортажа ремонтируют дл€ установки на такой аппарат

 стати, вот те самые плавающие вездеходы «¬ит€зь», которые поражают воображение и размером, и проходимостью.

ј вот репортаж из цехов, где во врем€ войны собирали танки.

≈сли вы любите истинную мощь, вам понравитс€ рассказ о грузовиках размером с трЄхэтажный дом.